Путешествие по России зимой. Мурманская область – суровый и красивый Русский Север

Путешествие по Мурманской области зимой

 

01м

Когда на календаре конец декабря, а в Москве самый разгар сезона дождей, и лужи на улицах вгоняют в депрессию, сердце русского человека просит снега и холода 🙂 Именно поэтому на новогодние праздники мы отправились покорять север – Карелию и Мурманскую область. И я хочу поделиться с вами впечатлениями об этих замечательных местах! По итогам поездки мы записали зажигательный видеоролик, в котором постарались передать насколько там красиво, активно и эмоционально! В общем, очень рекомендую его к просмотру: Путешествие по России зимой: Активный отдых в Мурманской области и Карелии! Мурманская область – это самый северный регион России, выше только Северный Ледовитый океан и Северный Полюс! Она находится на одной широте с Финляндией, Швецией и Норвегией, а значит здесь такой же климат, природа, ландшафт и развлечения 🙂 Здесь и красивейшая северная природа, и сноуборды с горными лыжами, и собачьи питомники, где можно пообщаться с дружелюбными хаски, и баня с нырянием в снег или прорубь, и северные олени – в общем, все то, чем так богат север! И если уже ехать куда-то в зимнее время, то только туда, где настоящая зима, снег и зимние развлечения 🙂

Горнолыжные базы Кировска – Большой Вудъявр (Big Wood) и Кукисвумчорр (25 км)

Именно поэтому в конце декабря мы собрали наши вещи и уехали, чтобы Новогодние праздники провести на севере. Основную часть нашего путешествия мы провели именно в Мурманской области, а на обратном пути решили немного поколесить по сказочной Карелии! Кстати, о Карельской части поездки вы можете прочитать в посте Путешествие по России зимой. Волшебная Карелия.

В качестве места для базирования в Мурманской области мы выбрали город Кировск. Сам город очень маленький, но его безусловным плюсом является то, что он лежит прям у подножия живописного горного массива Хибины, и здесь есть отличные места для катания на горных лыжах и сноубордах.

03м

Основной целью нашего пребывания в Кировске было катание, катание и еще раз катание 🙂 Но так как кататься каждый день с утра до вечера сложно и скучно, то мы составили программу, чтобы разнообразить наш отдых! Да и сноубордисты мы далеко не профессиональные – катаемся на доске всего второй сезон и только первый сезон делаем это более-менее уверенно 🙂

В Кировске есть 2 горнолыжных комплекса, которые местные описывают так: Большой Вудъявр (Big Wood) – массовый комплекс для начинающих райдеров и любителей и Кукисвумчорр (25-ый км) – для профессиональных райдеров. Мое же личное описание будет такое: Big Wood – классная горнолыжка, где вы отлично проведете время независимо от уровня катания, и Кукисвумчорр – жестокое место для тех, кому в жизни не хватает большого экстрима 🙂 Несмотря на то, что Мурманская область считается глубинкой, Big Wood (название произошло от озера в Хибинах) – это горнолыжка достаточно высокого класса. И пусть Хибины не высокие горы (всего около 1000 м) и самый продолжительный спуск составляет около 2300 метров, нам там очень понравилось!

02м

Новые современные подъемники, всегда расчищенные трассы, которые ровняют каждый день, мощное освещение трасс, прокат снаряжения и обучение начинающих, широкие склоны для любителей спокойной каталки и внетрассовое катание для любителей острых ощущений, хорошее кафе при комплексе, где можно перекусить и выпить горячего чаю, и доступные цены на катание 🙂

А тем, кто считает себя настоящим экстремалом и ищет самых острых ощущений – добро пожаловать на Кукисвумчорр, или 25-ый км. Конечно, там старые подъемники и неухоженные трассы, да и в целом сервис не дотягивает до Бигвуда, но там любят кататься реальные профи. Трассы там более крутые и сложные. Мы приехали туда один раз, и потом еле спустились вниз. Нам Кукисвумчорр оказался не по зубам 🙂 Пока не по зубам…..

А еще, фишкой катания в Хибинах являются потрясающие виды! Из-за того, что город находится за полярным кругом, зимой здесь царит полярная ночь.

04м

Это уникальное природное явление северных широт нашей планеты, когда местность погружена в темноту практически весь день. Рассвет в Кировске зимой начинается около 11 утра, а закат начинается уже в 3 часов дня!

06м

При этом, солнце никогда не поднимается высоко! Оно лишь показывается над горой на горизонте, проходит вдоль горы и быстро садится. А это значит, что у вас есть возможность каждый день любоваться потрясающими видами и встречать рассветы и закаты прямо на склоне!

05м

А однажды нам повезло и мы стали свидетелями очень низкой облачности! Просто представьте, вы стоите на горе, а под вами как пуховая перина раскинулись облака! Невероятное зрелище 🙂

07м

И катались мы в этот день тоже прямо в облаках. Суть в том, что ты едешь на сноуборде и видишь ту границу, где начинается облако! Заезжаешь в него, какое-то время едешь как в тумане, а потом выезжаешь из облака и снова все как на ладони. Непередаваемое ощущение!

08м

Снегоходы в Хибинах и Снежная Деревня

Безусловно, кататься на сноубордах и горных лыжах очень круто, но есть на севере еще одно развлечение, без которого мы не представляем уже себе ни одну зиму! Это катание на снегоходах! Для меня это всегда полный восторг и непередаваемые впечатления! И если вы до сих пор ни разу не пробовали погонять по снежным сугробам на снегоходе, то настоятельно рекомендую исправить эту оплошность уже этой зимой 🙂

11м

Конечно, чтобы хорошенько прочувствовать всю прелесть таких зимних покатушек, будет мало прокатиться стандартные 15-30 минут в разгар новогодних праздников 🙂 Поэтому мы стараемся брать снегоходы как минимум на 4 часа. Вот это действительно круто! Свежее морозное утро, рев мотора под тобой и потрясающие пейзажи Хибинских гор вокруг – вот то, что не может оставить равнодушным! Но предупреждаю вас, одеться придется очень тепло и не забудьте защитные очки 😉

10м

Большинство кировских снегоходных маршрутов стартуют и заканчиваются в уникальном комплексе – Снежная Деревня. И если вы хотели однажды открыть глаза и оказаться в настоящей снежной сказке, тогда вам сюда 🙂

12м

Снежная Деревня – это комплекс, полностью построенный из снега и льда, а все его стены украшены снежными фигурами и барельефами на какую-то определенную тематику. Причем тематика меняется каждый год! А еще здесь есть горка, прокат ватрушек, кафе и просто море позитива и отличного зимнего настроения 🙂

13м

Саами – коренной народ Кольского полуострова

Во время путешествий по Кольскому полуострову нам посчастливилось пообщаться с настоящими саами. Это малочисленный народ, исконно занимавшийся оленеводством, охотой и рыбной ловлей. В отличие от своих соседей карел, которые были оседлыми, саами кочевали вслед за стадами оленей. Благодаря этому саами были гораздо ближе к природе, уважали ее дары и боготворили. И даже сейчас, когда общаешься с современными саами, они уважают традиции предков, священные места и ценят связи друг с другом.

17м

Олень для саами – это что-то вроде коровы для русского крестьянина, и даже больше. Олень и кормит, и одевает, и лечит, и возит. Оленье мясо – очень питательное и обладает многими полезными свойствами. Мех оленя – невероятно теплый материал, из которого саами шили и одежду, и обувь, и головные уборы. Так же его стелили на постель и им укрывались, чтобы не замерзнуть зимой, его стелили в сани, чтобы можно было комфортно ехать на упряжке по тундре, а так же оленьими шкурами утепляли стены внутри вежи и куоксы (или куваксы), традиционных жилищ саами.

09м

И если летом тундра богата всевозможными ягодами, черникой, голубикой, брусникой, клюквой и морошкой, то зимой единственным источником витаминов являлась теплая оленья кровь.

До появления и массового развития снегоходов, сани, запряженные оленями, были единственным средством передвижения по тундре в зимнее время. Во время Великой Отечественной Войны в боях за север саамские оленеводы помимо непосредственного участия в боевых действиях, выполняли одну из самых важных задач – снабжение в зимнее время. Ведь иногда бои шли в тех местах, куда не могла доехать ни одна машина, но могла проехать оленья упряжка. Поэтому они подвозили еду, медикаменты и боеприпасы.

18м

Еще один интересный факт – саами не едят грибы из уважения к оленям, потому что грибы – это их любимое лакомство 🙂 А еще саами потрясающие травники! Они знают все полезные свойства тех трав, которыми богата тундра и леса Кольского Полуострова. А саамский травяной чай просто превосходен! Там нет ни грамма традиционного черного или зеленого чая в привычном для нас понимании, но там собран целый букет различных трав и ягод, которые придают ему неповторимый вкус и аромат! Я не смог запомнить всего, что было в составе того чая, который пили мы, но некоторые из них я все же смогу перечислить: это иван-чай (кипрей), брусника и черника вместе с ягодами, лесная малина и даже мох ягель. Ягель – это вообще отдельная история. Из школьного курса я знал, что ягель – это основной корм для оленей, который сохраняет свои свойства даже зимой под снегом. Однако от саами я узнал, что ягель можно есть и человеку, и он очень богат белком, поэтому, если вдруг человек заблудится в лесу, он вполне спокойно может выжить, питаясь ягодами и ягелем. А еще ягель – это природный антибиотик. И, когда во время войны у солдат были проблемы с медикаментами, то раны обкладывали ягелем, который обеззараживал раны и способствовал их более быстрому заживлению.

А еще у саами действует матриархат. Т.е. саамская женщина главнее мужчины и в семье, и на общих собраниях. И даже сейчас, когда саамская женщина говорит – саамские мужчины молчат 🙂 Доходило до того, что у одной женщины могло быть до трех мужей. Все они знали о существовании друг друга, но пересекались редко. Обычно один из них уходил пасти оленей, второй на охоту, а третий на рыбалку или оставался делать дела по хозяйству: строить дом, заготавливать дрова и т.д. Дети при этом всем были общими для всех трех мужей. Вообще, если вам интересно больше узнать о культуре саами, советую посмотреть фильм «Кукушка».

Мурманск – столица Арктики

К сожалению, мы не успели добраться до Мурманска в нашем зимнем путешествии, но исправили эту оплошность летом. И т.к. теперь я считаю Мурманск одним из ключевых мест Мурманской области, я про него тоже расскажу.

Несмотря на то, что Мурманск достаточно молодой прогрессивный город, и не обладает какой-то старинной архитектурой (он был основан в 1916 году), он оставляет очень приятное впечатление. Начнем с того, что это самый крупный город в мире (!), расположенный за полярным кругом с населением более 300 тыс. человек! Во-вторых, Мурманск расположен на холмах на берегу Кольского залива, поэтому почти с любой точки города открывается потрясающий вид!

Мурманск – это город-герой и главная его достопримечательность – это история, связанная с героическими и трагическими событиями во время Великой Отечественной Войны! Говорят, что Гитлер бросил на Мурманск армию австрийских и норвежских горных егерей – бойцов специального назначения, которых тренировали для ведения боев в условиях горных районов и сурового климата. Поэтому он планировал захватить Мурманск в течение 2-х недель, однако встретил тут очень сильное сопротивление советских воинов, которые не уступали немцам ни на земле, ни в воздухе, ни в море. В итоге 2 недели растянулись на долгие 3 года. До сих пор точно неизвестно, сколько человек оставили свои жизни в битвах за Заполярье, но счет идет на десятки тысяч!

Напоминанием о героизме советских воинов при защите Мурманска является памятник Защитникам Советского Заполярья, который в народе ласково и по-свойски называют «Алеша».

14м

Это 42-метровая бетонная статуя воина, установленная на сопке Зеленый Мыс, а у подножия статуи горит Вечный Огонь. Это место выбрано не случайно, ведь отсюда открывается вид на весь город! Взгляд Алеши направлен в сторону “Долины Славы”, именно туда, где шли самые ожесточенные бои, и откуда в далеком 1941 году враг пришел на эти земли. Местные говорят, что Алеша не дремлет и не знает усталости, его оружие заряжено, и он всегда готов снова встать на защиту Родины!

15м

Сама же “Долина Славы” расположена в 78 км к западу от города. Именно здесь, в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска. Первый серьезный отпор от советских войск противник получил при попытке форсировать реку Западная Лица. Советские войска, под руководством командира полка Анатолия Капитоновича Иванникова, занимали ключевые высоты в этом районе, что позволило остановить продвижение врага. Этот мемориал посвящен всем воинам, принимавшим участие в обороне Заполярья. Это и флот, и авиация, и артиллерия, и пехота, и танкисты. В этом же перечне войск отдельно числятся оленеводы. Саами, коренные оленеводы севера, помимо того, что были прирожденными охотниками и отличными снайперами в военное время, играли очень важную роль в снабжении наших солдат провизией и оружием. Как я писал выше, зимой по тундре не мог проехать ни один транспорт, кроме оленьих упряжек.

Еще одной безусловной достопримечательностью города является первый в мире атомный ледокол «Ленин»!

mur28

Его история началась еще во время Советского Союза в период гонки вооружений с США. Разработкой ледокола занимались лучшие конструкторы и инженеры страны, а строили ледокол всем Союзом и всего 3 года! Все потому, что для его строительства задействовано было более 250 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Спущен на воду Ленин был в 1957 году, а в 1959 году состоялось успешное завершение испытаний, и он прослужил Советскому Союзу целых 30 лет в освоении Арктики и обслуживании Северного морского пути. Задачу, которую ставили перед собой советские разработчики – создать корабль, способный увеличить сроки навигации по Северному морскому пути без частых дозаправок, он выполнил. Ленин мог находиться в плавании до 12 месяцев, а производить замену топливных элементов нужно было раз в 3,5 года. А благодаря атомной энергии, этот ледокол преодолевал льды толщиной до 2,5 метров. Кстати, ледокол на самом деле не колет лед. Благодаря мощи двигателей, он “наползает” льдину и она с треском ломается под весом гиганта, который составляет 16 тыс. тонн. Главный вопрос, который не давал мне покоя: Безопасен ли атомный реактор, установленный на ледоколе? Ответ: Да, ядерная установка надежно защищена. Сегодня это «плавучий» музей, придя в который вы сможете узнать подробнее уникальную историю его создания, увидите атомные реакторы, некоторые каюты, рубку и прочее. Очень советуем посетить его не только для общего развития, но и для того, чтобы восхититься чудом инженерной мысли!

Новый Год в лесу!

22м

А еще за время этой поездки у нас был очень интересный опыт – мы отмечали Новый год в лесу! Началось все с того, что у меня давно была такая странная мечта – отметить Новый Год в лесу. Наверное, порой наша жизнь становится слишком предсказуемой, и нам хочется поверить в какую-то сказку. Не знаю почему, но, когда я представлял себе Новый Год в лесу, воображение рисовало кадры из таких старых советских мультфильмов как «Морозко» или «Двенадцать Месяцев». Конечно, к нам в лес не пришел Дед Мороз или еще какой-нибудь зимний волшебник, но время мы провели очень здорово! Чтобы не замерзнуть в лесу, мы взяли с собой большой термос с горячим глинтвейном, пожарили в лесу шашлык, послушали по радио речь президента и под бой Курантов открыли шампанское! Также мы нарядили живую елочку – настоящую зимнюю лесную красавицу и в заключение празднования Нового Года запустили разноцветные фейерверки 🙂 Этот Новый Год мы встретили в гармонии с потрясающей северной природой и в компании хороших друзей. В общей сложности в лесу мы провели около 2 часов, но это маленькое путешествие в зимнюю сказку надолго осталось в сердце у каждого из нас 🙂

20м

Зимняя природа Мурманской области

О природе региона можно вообще говорить бесконечно! Ведь она является отдельной достопримечательностью этих мест! Здесь все относительно: кому-то она покажется суровой и неприветливой, а кто-то скажет, что она великолепна и неповторима. Я считаю, что северная природа потрясающе красива, несмотря на суровый климат и зимой, и летом. Деревья в лесу завалены снежными шапками и как будто замирают в ожидании хорошего снимка, благодаря этому весь лес становится похожим на настоящую зимнюю сказку 🙂

24м

Зимой здесь господствует полярная ночь, а это значит, что в Мурманске в период с начала декабря до начала января солнце не появляется на небе совсем! Если уехать южнее, то солнце встает из-за горизонта, но на очень короткое время и не поднимается полностью, поэтому создается впечатление, что рассвет плавно перетекает в закат. А еще полярная ночь дает возможность полюбоваться одним из самых красивых чудес природы – Северным Сиянием! Конечно, никто вам не даст 100% гарантии, что во время поездки на север вам посчастливится его увидеть, однако шансы очень велики. Поэтому предлагаю Вам приехать в Мурманск и испытать свою удачу! Вдруг именно Вам посчастливится увидеть в небе прекрасные сполохи Северного Сияния!

Для нас путешествия на север стали своеобразным побегом от городской суеты и способом переместиться в настоящую холодную зиму с тоннами снега и настоящими зимними развлечениями!

Хотите отправиться в путешествие мечты по Кольскому полуострову вместе с нами? Проверьте Список наших туров для индивидуальных путешественников и организованных групп!

Автор – Дмитрий Доронин

Понравилась статья? Тогда подпишитесь на нас в социальных сетях!

                         

Хотите получать от нас регулярные вдохновляющие письма со ссылками на новые статьи, датами новых поездок, интересными фильмами и книгами про путешествия, наших конкурсах с ценными призами и другую полезную информацию для путешественников?

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Travel to Russia in winter. Murmansk oblast – severe and beautiful Russian North.

"Russian North" - there is something great and attractive in these words... The North is making challenges to the character of people, and only those, who are not afraid, can see the full beauty of the North. This is an endless expanses covered with snow blankets, proud and silent Northern forest, fresh and frosty air and the indescribable beauty of the Polar Lights – this is what North can offer to his friends! And yet, there are a lot of real winter fun there – picturesque ski resorts, the roar of the engine of a snowmobile, friendly huskies and funny reindeers. I’m really sure that only here in the North, far away from the big cities you can feel the real Russian Winter.

Travel to Murmansk oblast in winter time


When it is still rainy season in December in Moscow and puddles in the streets push us into depression, the heart of Russian person is searching for real cold and snow 🙂 That’s why we decided to spend New Year’s holidays in the North – Karelia and Murmansk region and I’d like to share with you, guys, our impressions about these wonderful places! After the trip, we made an inspiring video and tried to show you how to spend winter vacation unforgettably cool, active and to save emotions and memories for a long time! You can watch it here: Winter holidays in Russia: Karelia and Murmansk region! Murmansk oblast is the most northern region of Russia, further there are only Barents sea, Arctic ocean and the North pole! The region is located on the same latitude as Finland, Sweden and Norway, so the climate, nature, landscapes entertainments here are the same. Here we have beautiful Northern nature, snowboards and skies, friendly huskies and reindeers, and banya (Russian sauna) with diving into the snow or ice hole, so everything that is a real treasure of the North! And if you want to go somewhere this year, visit Russian North with real winter, cold weather, huge amounts of snow and winter fun 🙂

Ski resorts of Kirovsk – Big Woodyavr and Kukisvumchorr

So at the end of December we packed up our stuff and moved to the North to spend winter holidays 2015-2016. The main part of our trip was dedicated to Murmansk oblast, and on the way back we decided to travel a little in Karelia as well! By the way, about Karelian part of our trip you can read in the post Traveling to Russia in winter. The Magic Of Karelia.

As a base in Murmansk region, we decided to choose the city of Kirovsk. The city itself is very small, but it has a great advantage – it lies at the foot of the picturesque mountain range Khibiny and has a good resort for skiing and snowboarding.


The main purpose of our staying in Kirovsk was 100% snowboarding 🙂 But it is quite boring to ride every day from morning till evening, so we prepared a program to “enliven” our vacation! And, to be honest, we are not fabulous snowboarders 🙂 It was only our second season and only the first season when we did it more or less good 🙂

There are 2 ski resorts in Kirovsk, and locals describe them in this way: Big Woodyavr (the name comes from the lake in the Khibiny mountains) is a ski complex for beginners and amateurs of riding and Kukisvumchorr (the name of mountain) – only for professional riders. My personal description will sound like this: Big Wood – cool ski resort, where you will have a great time regardless of your riding level and Kukisvumchorr is a cruel place for those who want to get some real extreme 🙂 Despite of the fact that Kirovsk is a small city, Big Wood – is ski resort of really high class. Khibiny are not high mountains (about 1000 m height) so the longest slope is about 2300 meters, but we really enjoyed it!


Ski resort has new modern elevators, daily wided slopes are cleaned, there are good lighting, equipment rental and coachs for beginners, nice cafe where you can eat and affordable prices for skiing actually 🙂

And for those of you, who consider to be a real professional and looking for extreme – welcome to Kukisvumchorr. Of course, there are pretty old elevators and bad cleaned slopes, and service level is really poor, but if it is ok for you – you will like it! The trails there are more difficult and steep. We tried it just once, and then barely came down. Kukisvumchorr was too tough for us 🙂 But only for now….

And one more advantage of skiing in Khibiny mountains are stunning views! Due to the fact that Kirovsk is inside of Arctic circle, winter is a period of polar night.


This is a unique natural phenomenon of the Northern regions on our planet, when the darkness stays almost for the whole day. Sunrise in Kirovsk starts around 11 a.m. and sunset already at 3 p.m.!


At the same time, the sun never rises too high! It only shows up over the horizon, passes along the mountain and pretty fast sets down. It means that you have the opportunity to admire super stunning views and watch the sunrises and sunsets right on the slope every day!


Once we’ve been so lucky and have seen very low clouds under us! Just imagine, you are standing on the top of the mountain, and all clouds literally are spread down below like whipped cream! This is just amazing and unbelievable!


That day we had a ride just above the clouds! Really, you ride and see the border of these clouds! Then you come inside of it and ride like in the fog, then you get out of the cloud and everything is clear again. What an indescribable feeling!


Snowmobiling and Snow Village

Snowboarding and skiing are certainly very cool activities, but we can’t imagine winter without one more type of fun… It is Snowmobiling! It is always full of joy and incredible experience personally for me! And if you never tried to drive through snow drifts with snowmobile, it is mandatory for you to do it this winter 🙂


Of course, if you want to feel full excitement of these rides, you need something more than standard time 15-30 minutes of riding during Christmas and New Year holidays 🙂 That is why we usually take snowmobiles at least for 4 hours for a long route! Fresh frosty morning, the roar of the engine and stunning sceneries of the Khibiny mountains around – what a fantastic feeling! To do it, you need to have warm clothes, for sure, and don’t forget your mask!


Most of snowmobile routes in Kirovsk start and finish at the place which is called Snow Village. And if you ever dreamed to open your eyes one day and appear in a real winter faiytale, then you need to come here 🙂

12мSnow Village is a complex that was made with snow and ice by local masters, all its walls are decorated with snow figures and bas-reliefs in specific theme. And actually theme is different every year! Also there is a snow-tubing rental, cafe and just a huge amount of positive emotions and good winter mood 🙂


The Sami – indigenous people of Kola Peninsula

While traveling around Kola Peninsula, we’ve been lucky to meet and chat with real Sami. This is a small nation, traditionally engaged in reindeer herding, hunting and fishing. Comparing with their neighbors Karels, who always had sedentary lifestyle, Sami used to follow herds of their reindeers. That’s why Sami were much closer to nature, respecting its gifts and worshipped it. And even now when talking with Sami, they still do respect traditions of their fathers, sacred places and really appreciate communication with each other.


Reindeer for Sami people is something like a cow for Russian peasants, and even more. Reindeers are the food, clothes, medicines and transport at the same time. Reindeer’s meat is very nutritious and useful, the fur of reindeer is a very warm material which they use to make clothes and shoes. Also they laid it on the bed and covered with it not to get cold in winter time. They took it in sled as well to be able to ride comfortably through the tundra, and covered the walls of vezhas and kuoksas (kuvaksas) – traditional houses of Sami.


And if in summer time tundra feeds with all sorts of berries – blueberries, cranberries, cloudberries and others, in winter time warm reindeer blood was the only source of vitamins which are so necessary for living in severe conditions.

Before invention and mass production of snowmobiles, sleighs pulled by reindeers or dogs were the only way of transportation across the tundra in winter time. In the northern battles during the World War II, Sami reindeer herders, in addition to be soldiers, had one of the most important functions – the supply in the winter time. Because sometimes battles took places far away in tundra and the only transport that could bring food, medicines and ammunition, was a reindeer sleight.


Another interesting fact that Sami do not eat mushrooms as a respect to reindeers, because mushroom is a favorite “candy” for them 🙂 And also – Sami are amazing herbalists! They know all useful properties of those herbs that grow in tundra and forests of Kola Peninsula. Sami’s herbal tea is an awesome thing! There is no traditional black or green tea in there, but it is a bouquet of different herbs and berries, which give a unique taste and flavor to this tea! I don’t remember all of them but remember some of them – Ivan-tea (fireweed), leaves and berries of cranberries and blueberries, wild raspberries, and even reindeer moss. This moss is a very interesting thing. From the school course I knew that this moss is a basic food for reindeers, which keeps useful properties even in winter time and reindeers look for it under the snow. However, Sami, told me that people also can eat this moss and that it is very rich with protein. That means that in case of lost in a forest, man can survive eating berries and reindeer moss. Also this moss is a natural antibiotic. During the war soldiers had problems with medicines, so they covered wounds with moss and it caused faster healing.

And one more interesting fact – Sami have matriarchy. That means that Sami woman has a leading role in the family and at Sami meetings. And even now, when Sami woman is speaking, Sami men are silent 🙂 Sometimes Sami woman could have up to three husbands. They all knew about each other but met quite rarely. Usually one of them went to herd reindeers, second went hunting or fishing, and third one stayed at home to build or fix the house, to prepare firewood for winter or to do other housework. At the same time, the children were common for all three men. If you are interested to learn more about the Sami culture, I advise you to watch the film “the Cuckoo” or “Kukushka” (Кукушка in Russian)


Unfortunately, we did not have time to reach Murmansk in our winter journey, but we corrected this mistake in summer trip. And since I think Murmansk is one of the key places of  Murmansk region, I will also tell about it.

Despite the fact that Murmansk is a young city and don’t have any old architecture (in 2016 it was only 100 years old), the city gave us a very good impression. Let’s start with the fact that it is the largest city in the world (!) which is located inside of Arctic circle with a population of over 300 thousand people! Secondly, the city is located on the hills and on the shore of Kola Bay, so you can see stunning views almost everywhere in the city!

Murmansk is a heroic city and its main attraction is the history associated with the heroic and tragic events during the World War II ! They say that Hitler sent here an army of specially trained Austrian and Norwegian mountain Rangers, who could handle battles in mountainous areas and harsh climate. He planned to defeat Murmansk in 2 weeks, but faced very strong resistance of the Soviet soldiers from all positions: in the land, in the air and in the sea. Finally, these 2 weeks turned into 3 long years. So far it is still unknown how many people left their lives in the battles for Soviet Arctic, but the counting goes on tens of thousands!

As a respect to the heroism of Soviet soldiers in the defense of Murmansk there is a monument to the Defenders of the Soviet Arctic, which is friendly called “Alyosha”.


This 42-meter high concrete statue of a warrior was mounted on a hill of Green Cape, there is an Eternal Flame at the foot of the statue. Alyosha is looking in direction of the “Valley of Glory”, the place of most difficult and cruel combats, the area where in 1941 the enemy came from to this land. Alyosha does not sleep and never gets tired, his gun is loaded and he is always ready to defend his Motherland again!


“The Valley of Glory” is located 78 km away from the city. Here in 1941 a quick intervention of German army was stopped by Soviet Arctic warriors. They were stopped when tried to cross the river Zapadnaya Litsa. Soviet troops under the leadership of Anatoliy Ivannikov, occupied key points in this area, and it helped them to stop attack of the enemy. This memorial is dedicated to all soldiers who took the part in defense of the Arctic. There are navy, air force, artillery, infantry, and tankers. There are reindeer herders in the same list of troops. Besides of the fact that they were pretty good hunters and snipers in time of war, they played an important role to supply our soldiers with food, medicines and weapons. As I mentioned before, in winter time the only transport that can pass northern tundra was a reindeer sleight.

Another undisputed attraction of the city is the world’s first atomic icebreaker “Lenin”!


Its history began during arms race between Soviet Union and United States. The development of the icebreaker was done by best constructors and engineers of the country, and it was built by the whole country for only 3 years! Because there were involved more than 250 industrial enterprises, constructor bureaus and research institutes for its construction. “Lenin” was launched in 1957, and in 1959 it passed successful completion of the testing, it served to Soviet Union for 30 years in the Arctic development and worked clearing sea routes for cargo ships in the Arctic Ocean. The main task, pursued by Soviet constructors was to create a ship which is capable to increase the period of navigation along the Arctic Ocean without frequent refueling, so they did it. “Lenin” could work up to 12 month in the sea without refueling. And because of nuclear energy, the icebreaker was able to cross the ice which thickness was up to 2.5 meters. The main question was bugging me: is this nuclear reactor, installed on the icebreaker really safe? Answer is: Yes, a nuclear facility is safely protected. Today it is “floating” museum, where you can learn more of its unique history, see nuclear reactors, some cabins, the wheelhouse, etc. I advise you to visit it not only for general information but also in order to admire this miracle of engineering!

New Year celebration in the forest!


In this journey we had a very interesting experience – we celebrated New Year in the forest! You know, for Russians it is a main thing to celebrate New Year good, on this occasion we have a saying which says: “The way you meet the New Year is the way you will have it”  It all started with the fact that I had pretty strange dream – to celebrate New Year in the forest for a long time. I know, it sounds crazy…. But seems that sometimes our life becomes too predictable, and we want to believe in some fairy tale. I don’t know why but when I imagined the New Year in the forest, my imagination painted images from the old Soviet cartoons or movies about winter. Of course, we didn’t have Santa Claus there or any other winter wizards, but we could spend a very good time there! And guess what! We did it! We had a big thermos with hot mulled wine for not getting cold, had a barbeque (shashlyk) and traditionally we have listened the President’s speech in the radio. After that we decorated a Christmas tree – a real winter forest beauty and exploded some fireworks – this is also tradition here in Russia 🙂 We had this celebration in the harmony with a stunning nordic nature and with good friends. In total, we spent about 2 hours in the forest before we froze over, but this little adventure in winter Wonderland has been settled in our hearts 🙂


Winter nature of Murmansk region

The nature of this region is an independent attraction! Everything here is very relative: to somebody it seems harsh and unwelcoming, and someone will say that it is gorgeous and unique. I believe that the Northern nature is stunningly beautiful despite of the harsh climate in winter and summer. Trees in forest are covered with snow caps, and seems that they are posing waiting for a good shot. Due to this a whole forest look is like some kind of winter Wonderland 🙂


In winter time there is a polar night here, and that means that in the period from early December till the middle of January the sun doesn’t appear in the sky at all! If you go to the south of Murmansk region, the sun rises over the horizon, but for a very short time and does not rise completely, so the impression is that the sunrise blends into the sunset. Also, polar night gives an opportunity to admire one of the most beautiful wonders of nature – the Northern Lights! Of course, nobody can be 100% sure that during the trip to the North you will be lucky to see it, however, chances are quite good. There should be a confluence of 3 factors to be able to see the Northern Lights: frosty night, clear sky and a magnetic flash on the Sun. Now in Internet there are many resources that help to monitor these flashes and predict the time and where is the greatest chance to admire this miracle of the North!

For us the trip to the North became some kind of escape from the rush of big city and a way to move in a real cold winter with tons of snow and real winter entertainments!

Do you want to have breathtaking adventure with us? Then check our Travel Calendar with upcoming tours and Tours by request for individual groups!

Did you like the article? Then follow us in social media!


Want to get regular inspiring newsletters with our new articles, dates of trips, interesting books and movies about travelling, announcements about our contests with gifts and other useful information for travellers?


Dmitry Doronin

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.


Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: